Ключ к реальности 4

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключ к реальности 4 » Искусство » Заметки о делах


Заметки о делах

Сообщений 31 страница 38 из 38

31

На границе с Ригой

Как крылья птицы трепетало тело,
Был вечер робок, рыцарски несмел.
Она – ещё ласкала неумело,
И я – тогда ещё не всё умел…

Срывался ветер, сбрасывая «вето»,
Признания стыдливые слова.
Мы так застенчиво знакомились с запретом,
Что от вины кружилась голова.

Летели дни… Забылся берег клятвенный,
С другою женщиной я в жизни до сих пор,
А пассажирка вышла на границе с Латвией,
В купе оставив лишь смятения флёр.

Прощальный взгляд не излучал кокетства,
Но он-то, именно, покоя не давал…
В моём вагоне побывало детство, –
И я счастливым на мгновенье стал!

                                                                     ПОЕЗД "МОСКВА - РИГА" (ОТРЫВОК)
                                                                        Автор: Непорент Людмила

"Долгая дорога в дюнах" мелодия из фильма на гитаре I Владимир Кульков

В вагоне.

– Извините меня, мадам, вам фамилия Вигдорчик?
– Извините, мадам, мне фамилия вовсе Цуккерман.
– Цуккерман? Таки Цуккерман! Я бы никогда не подумала! А вам родственники Цуккерзоны?
– Нет, таких не имею.

– Ну, они же очень богатые люди. Кто не знает Цуккерзонов! Своя фабрика, свои лошади, да ещё хочут свой автомобиль купить, уже два года хочут. Бедный человек ничего подобного хотеть себе не позволит. А раз человек хочет автомобиль, а не селёдку с луком, значит, у него где-то в кармане что - нибудь деньги есть. Цуккерзоны – ого! Цуккерзоны богатые люди.
– А может, они и родственники, разве я знаю. Даже, наверное, родственники. Только я этим гордиться не стану. Мне гордиться некогда. У нас бумажное дело.
– А где вы, извините мене, имеете постоянное жительство?

– Мы живём себе в Риге.
– В Риме? Ой, мадам, мадам, так вы же счастливый человек, мадам!
– Фа! Чего там!

– Да ведь это же-ж, наверное, такая красота! Я бы дорого дала, чтоб хоть одним глазом посмотреть!
– Может, одним так и хорошо, а как я двумя смотрю, так мне уж и надоело.
– Ну, вы, наверное, шутите! А скажите, мадам, вы, конечно, по-итальянски говорите? Ой, хотелось бы мне хоть одним ухом послухать!
– По-итальянски? Ну, чтобы да, так нет. Зачем я имею говорить по-итальянски?
– Ну, а если вам что у итальянцев купить надо, так вас не поймут?

– Ой, что вы говорите? Если там какой паршивец с обезьяном станет мне фальшивые янтари предлагать, так я буду из-за него итальянский язык ломать? Фа! Очень мне надо!
– Ой, мадам, вы меня удивляете! А скажите, как там природа, очень жаркая?
– Ну, чтобы очень, так нет. Летом таки ничего себе.
– А у меня одно знакомое лицо там было, так уверяет, что вспотело.
– Может, врёт.
– Чего он станет врать? Что я ему платить буду, чтоб он врал, или что?

– Так вы, мадам, не обижайтесь. Господин Люлька богатый человек, имеет свою аптеку, а врёт, как последний голодранец. Если он утром кофе кушал, так непременно всем скажет, что чай пил.
– Ну, пускай себе. Пусть мои знакомые не вспотели. Я спорю? Что? Ну, а скажите, какая у вас там красота в природе? Верно поразительная? Я уж себе представляю различный кактус и прочих животных и деревьев!

– Ну, чего там! Ничего особенного. Вы разрешите открыть окно? Тут душно.
– Позвольте, я вам сама открою…
– Ну чего же-ж вы беспокоитесь…
– Так мне же-ж не трудно… Ну, вот. Теперь вам приятно? Я очень рада, что могла услужить. Так всё - таки природа у вас чего-то замечательного?
– Фа! Это – природа!

– Ну, конечно, кто привык к красоте, тому уже не удивительно. Ах, мадам, прямо смотреть на вас приятно. И вот, думаю, и человек, который наслаждается. Прямо на вас какой-то особенный отпечаток. Эта брошечка… там купили?

– Эту? В Вильне. А вы, мадам, имеете деток?
– Имею дочку. Ах, что это за дитя! Прямо, чего-то особенного. Красавица, прямо даже говорить стесняюсь. Но только одно плохо: глаза, можете себе представить, такие чудные, как у меня, брови также мои, лоб, щёки, даже, если хотите, нос, а внизу все – отец, отец и отец! Прямо чего-то удивительного! Такая молодая девочка – и вдруг глаза, брови, если хотите, даже нос – всё моё, а внизу – отец, отец и отец! Такое замечательное дитя! Хочу повезти её на будущий год показать ваш великий город. Только возня – а заграничные паспорта, а то, а другое…

– А на что вам заграничные паспорта? Чтобы к нам ехать, вам заграничных паспортов не надо!
– Ну, вы меня удивляете?
– Вы, пожалуй, в Москву поедете с заграничным паспортом?
– Так то же-ж Москва!
– Ну, а чем вам Рига не Москва?

– А на что мне Рига, что вы мне Ригу в нос тычете?
– Так вы же-ж хотите в Ригу.
– В Ригу? Я хочу в Ригу? Нет, слыхали вы что - нибудь подобное!

– Извините, мадам, только вы как услышали, что я из Риги, так вы совершенно сами себя потеряли. Вы в мене прямо вцепились зубами в глотку! Я никогда не слыхала, чтоб человек так через Ригу помешался!

– Извините, мадам!.. Но только вы сами…
– Нет, вы мене извините, а не я вам!
– Нет, уж извините, а это вы мене извините. Потому что вы тут нахвастали, а теперь сами не знаете что! И потрудитесь закрыть окно, потому что мне в зуб дует.
– Будете мне толковать, что дует! Выправляйте себе заграничный паспорт на Ригу. Ха - ха!

– И она ещё уверяет, что Цуккерзоны ей родственники! Да Цуккерзон вас знать не желает. Я ему расскажу, что вы в родню лезете, так он так засмеётся, что у него жилет лопнет! Вот вам!

– Ах, очень мне важно! Прошу не трогать окошко – мне душно.
– Едет себе из Риги, так уж думает, что она Сара Бернар!
– Такой неинтеллигентной встречи нигде не найдёшь! Прошу оставить моё окно.
– Это уже её окно! Слыхали вы это! Что вы Виндаво - Рыбинская дорога или что?

– Прошу вас помнить, с кем вы говорите!
– Очень интеллигентно! Прошу вас оставить окно.
– А когда мене дует в зуб…

– Извините, мадам…
– Нет, вы извините…
– Нет, извините, это вы мене извините. Кондуктор! Кондуктор! Прошу вас пересадить меня на другое место. Здесь у вас рижские пассажирки сидят!
– Фа!

                                                                                                                                                                                   В вагоне
                                                                                                                                                                         Автор:  Н. А. Тэффи

Заметки о делах

0

32

Патриотическое

На юге Франции прекрасны
Альпийский холод, нежный зной.
Шипит суглинок жёлто - красный
Под аметистовой волной. И дети, крабов собирая,
Смеясь медузам и волнам,
Подходят к самой двери рая,
Который только снится нам. Сверкает звёздами браслета
Прохлады лунная рука,
И фиолетовое лето
Нам обеспечено — пока
В лучах расцвета - увяданья,
В узоре пены и плюща
Сияет вечное страданье,
Крылами чаек трепеща.

                                                                                 На юге Франции прекрасны
                                                                                   Автор: Георгий Иванов

Патриот.

Дело было часов в шесть утра на станции Чудово.

Я дожидалась лошадей, чтобы ехать в деревню, пила чай и скучала.

Большая, скверно освещённая зала. Где-то, за стеной, визжат и гулко хлопают двери.

За стойкой звенит ложками и бренчит чашками не выспавшийся буфетчик. Он поминутно смотрит на часы и зевает, как лев в клетке.

Тоска свыше меры!

Вдруг, смотрю, за противоположным столом что-то зашевелилось.

Послышалось кряканье, и с дивана медленно поднялся толстый бритый старик, в круглой вязаной шапочке, как носят грудные младенцы.

Кроме шапочки, на нём была полосатая фуфайка, серенький пиджачок, а на ногах гетры.

Старик протёр глаза, поманил лакея, показал ему рубль и, отрицательно покачав головой, постукал по пустой пивной бутылке, стоявшей на столе.

Лакей тоже отрицательно покачал головой и отошёл прочь. А старик вынул засаленную книжечку с отваливающимися листами и поцарапал в ней что-то.

– Что это за человек? – спросила я лакея.
– Это, сударыня, немец какой-то. Пришёл вечером пешком и всё пиво пьёт, а денег не платит, только вот один рубль покажет и опять в карманчик. Буфетчик не велели больше отпускать.
– Да вы, верно, не понимаете, что он говорит.
– Никак нет, не понимаем.

В эту минуту немец встал и, подойдя ко мне, в чём-то извинился.

Оказался он французом, путешествующим пешком вокруг света. Он обошёл уже всю Африку, Америку, Австралию и Европу.

Теперь идёт через Россию в Азию. Вышел из дому четыре года тому назад.

– Зачем же вы это делаете? Что вам за охота? – удивилась я.
– Для славы своего отечества. Из чувства патриотизма.
– Несколько лет тому назад один член нашего кружка обошёл весь свет в три года. Я сказал, что обойду скорее. Вот иду уже пятый год, а обошёл только половину. Значит, тот солгал.
– Но ведь он тоже был французом, так при чём же тут ваш подвиг?
– О! Madame рассуждает легкомысленно. Madame не понимает, что каждый француз желает лично прославить своё отечество. К тому же я путешествую без денег.
– А как же я видала у вас рубль в руках?
– Ах, это только для того, чтобы объяснить, что у меня нет денег. Покажу рубль, покачаю головой, они и понимают.
– Удивительно. Ну, а чем же вы докажете, что вы действительно шли, а не сидели где - нибудь в Вержболове?
– О, madame! Я во всех больших городах беру свидетельства от мэров, что я проходил. Кроме того, я веду дневник, записки, которые будут изданы для славы моей родины.

Он вытащил свою засаленную книжечку и, любезно осклабившись, указал мне последний листок.

– Здесь кое - что о вашем родном уголке. О! Я ничего не пропускаю.

Я прочла каракули:

«Женщины губернии Чудово (du governement de Tchoudovo) имеют белокурые волосы и носят кожаные сумки через плечо».

Я бросила беглый взгляд на соседний листочек. Там было французскими буквами написано «pivo» и «Zacussie».

– О, madame! – продолжал француз, деликатно вынимая из моих рук свою книжечку. – О! Я могу вам показать массу интересного. Я покажу вам письма моей жены и её портрет.

Он сунул мне в руку пачку истрёпанных писем и, не удовольствовавшись этим, начал читать одно из них вслух.

«Мой обожаемый друг, – писала эта замечательная женщина. – Иди вперёд! Иди, несмотря на все лишения и трудности твоего пути. Работай для славы нашей дорогой родины, а я буду ждать тебя долгие, долгие годы и участвовать в твоём подвиге своей молитвой».

Потом он вынул маленькую фотографическую карточку и несколько минут глядел на неё, и, умилённо покачивая головой, тихо пропел:

Et tra - la - la  -la - la.
Et tra - la - la - la - la
Roulait dans du gala
        / И тра - ля - ля - ля - ля И тра - ля - ля - ля - ля Покатили на праздник (фр.) /

Песенка несколько удивила меня, но, взглянув на карточку, я перестала удивляться. На ней изображалась молодая особа в кэпи и в короткой юбке и отдавала честь ногой.

– Ваша жена, вероятно… певица, – пробормотала я, не зная, что сказать.
– Почему вы так думаете?
– Так… видно по лицу, что у неё хороший голос, – додумалась я.
– О, вы правы! Это великая артистка! Имя её будет греметь по всему свету. Сам великий Коклэн (*) предсказал ей громкую славу. И она работает… О! Как она работает для своего отечества! Она и меня ободряет. Вот, в другом письме, она говорит, чтобы я не смел возвращаться, пока не закончу своей задачи. Бедная! Она так страдает без меня, но она жертвует всем pour notre chere patrie / Ради нашей дорогой родины (фр) /. Это святая женщина, – прибавил он и взглянул на меня строго.

Не зная, что сказать, я спросила, как ему понравилась Африка.

– О! C′est de la chaleur! /  Жара! (фр) / – ответил он и безнадёжно махнул рукой.

* * *
Я уже садилась в почтовую коляску, как вдруг ямщик, укладывавший мои вещи, показал рукой в сторону и, отвернувшись, фыркнул, как лошадь. Я оглянулась.

Около полотна железной дороги, по скользкой и липкой тропинке шёл мой патриот.

«Бедный! – подумала я. – Чем заплатит тебе неблагодарное отечество за то, что ты во славу его месишь своими гетрами нашу новгородскую грязь?»

Он узнал меня издали и поспешил подойти, делая самые удивительные приветственные жесты.

Он долго желал мне всяких благополучии, а под конец поверг меня в радостное изумление, пообещав, что непременно напишет от меня поклон своей жене.

– Это святая женщина, – прибавил он и отошёл, тихо напевая, очевидно, тесно связанное с воспоминанием о ней:

Et tra - la - la - la - la
Et tra - la - la - la - la
Roulait dans du gala.

                                                                                                                                                                                                     Патриот
                                                                                                                                                                                            Автор: Н. А. Тэффи
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Сам великий Коклэн  предсказал ей громкую славу - Бенуа Констан Коклен-старший (23.1.1841, Булонь - сюр-Мер — 27.1.1909, Куйи - Сен - Жермен) — французский актёр. Развивал традиции французской актёрской школы, к своему 25-летию сыграл более 40 ролей, лучшие из которых — в пьесах Мольера, Ж. Ф. Реньяра, П. О. Бомарше, В. Гюго и других. В 1897 году сыграл роль Сирано де Бержерака («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), обессмертившую его имя. Сформулировал актёрские принципы французской академической традиции в ряде теоретических работ: «Искусство и актёр» (1880), «Искусство актёра» (1886), «Искусство произносить монолог» (1884, совместно с Кокленом - младшим) и других.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( кадр из фильма  «Амели» 2001 )

Заметки о делах

0

33

В игре за Оранжевых

У взрослых мужчин развлечение -
Зарядка для самых верхов:
Командно - штабные учения –
Писание новых стихов,

Которые слаженно впишутся
В шеренги ритмических строк,
Что вдаль эшелонами движутся -
Прибыть точно к месту и в срок,

Страницей, как картой бумажною,
Свои рубежи прочерчу,
Сражение самое важное
Я выиграть в жизни хочу,

И паузу выждав минутную
Придётся зайти с козырей:
Пусть образ рванёт парашютную
Стропу из тугих газырей ! (*)

... Судьбу фронтовой операции
Решит полуночный десант
И утром доложит по рации
Стихами, что я написал…

                                                           Штабная игра
                                              Автор: Станислав Голованов
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Стропу из тугих газырей ! - Газыри в парашюте — текстильные карманы цилиндрической формы, предназначенные для укладки в них пучка строп. Газыри нашиваются на камеру парашюта.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бродяга (Из к/ф "Сказание о земле сибирской") - Владимир Дружников

Игра.

Старому Берке Идельсону денег за работу не выдали, а велели прийти через час.

Тащиться с Песков на Васильевский и опять через час возвращаться – не было расчёта, и Берка решил обождать в скверике.

Сел на скамеечку, осмотрелся кругом.

День был весенний, звонкий, радостный. Молодая трава зеленела, как сукно ломберного стола. Справа у самой дорожки распушился маленький жёлтый цветочек.

Берка был усталый от бессонной ночи и сердитый, но, взглянув раза два на жёлтенький цветочек, немножко отмяк.

– Сижу, как дурак, и жду, а денег всё равно не заплатят. Будут они платить, когда можно не платить!

Около скамейки играли дети. Два мальчика и девочка.

Рыли ямку и обкладывали её камушками.

Работал младший, худенький, черненький мальчик; старший командовал и только изредка, вытянув коротенькую, толстую ногу, утаптывал дно ямки.

Девочка была совсем маленькая, сидела на корточках и подавала камушки, изредка лизнув наиболее аппетитные.

Подлетел воробей, попрыгал боком и улетел.

Берка усмехнулся, оттянул вниз углы рта.

«Дети так уж дети, – подумал он, – и природа вообще – чего же вы хотите!»

Ему захотелось принять участие в этом молодом весёлом празднике.

Он сдвинул брови и притворно сердитым голосом обратился к детям:

– А кто вам разрешил производить анженерские работы? Я прекрасно вижу, что вы делаете. А разве показано производить анженерские работы? И здесь городское место.

Дети покосились на него и продолжали играть.

– И я знаю, что это не показано. Анженерские работы производить не показано.

Толстый мальчик надулся, покраснел.

– Нам сторож позволил.

Берка обрадовался, что мальчик откликнулся. Эге! Игра таки завязалась.

– Сторо-ож? Ну, так не много ваш сторож понимает. И какой у него образовательный ценз? Уж там, где на еврея три процента, там на сторожа ни одного нет.

Маленькая девочка, втянув голову в плечи, заковыляла через дорожку, уткнула голову в нянькин передник и громко заревела.

Берка подмигнул мальчикам.

– Разве показано? Начальство узнает – беда будет. Каторжные работы. Сибирь.

Толстый мальчик засопел носом, взял брата за руку и пошёл к няньке.

Берка встал за ними.

Нянька сморкала девочку и ворчала:

– Чего надо? Чего к детям примётываешься?

Но Берка уже разыгрался вовсю.

– Разве показано производить анженерские работы? – подмигивал он няньке. – Это не показано.
– Нам сторож позволил, – заревел вдруг толстый мальчик.
– Сторо-ож? И где его ценз?

Берка подмигнул желтенькому цветочку.

– Господи помилуй! – удивлялась нянька. – Никогда того не было! Уж ребёнок не смей песком играть! Указчик какой выискался! Скажите пожалуйста! Никогда никто не запрещал…

Подошёл сторож.

– Что случилось? Вам, господин, чего надоть?
– Помилуй Бог! Дети, так они дети. Разве показано анженерские работы на городском месте! Не показано.

Он подмигнул сторожу.

– Ты чего мигаешь? – озлился сторож. – Ты мне не смей мигать. Я тебе так помигаю…

Берка слегка опешил, но, взглянув на желтенький цветочек, сейчас же понял, что сторож шутит.

– Я мигаю? И зачем бы я имел мигать, когда мне известны законы военной империи.
– К детям примётывается! Никому от него покою нету… Рад со свету сжить… – пела нянька. – Говорят ему: сторож позволил. Нет, всё ему мало. Сторож, вишь, не начальство.
– Вот как! – сказал сторож. – Ну, ладно же. Я ему покажу, кто здесь начальство.

Он подошёл к решётке и свистнул. Берка смотрел на приближающихся к нему городового и дворника и говорил:

– Куды это они идут – несчастный служащий народ? Может, облава на какого мошенника? Только извините, господин сторож, я уже пойду, мне уже некогда. Поигрался себе с детьми, а теперь должен идти на печальное дело. Ну… и почему вы меня держите за локоть? Господин сторож! Почему?

                                                                                                                                                                                              Игра
                                                                                                                                                                                Автор:  Н. А. Тэффи

( кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской» 1947 )

Заметки о делах

0

34

Шито - Крыто и экзорцизм честности

Он идёт улыбаясь прохожим из вне,
Почему-то сегодня он весел,
Проходя мимо грязи навстречу судьбе,
Мимо чёрных, не кожаных кресел...

Этот день будет помнить не только лишь он,
Но и тот кто в одежде приличной,
В ожидании складывал деньги в баллон,
Всё готовясь к затратам столичным !!!

Но не робок клиент... не боится бинтов,
Что в больнице его обмотают,
Он не верит в полицию или ментов,
Дух коррупции всюду витает...

Вот он отдал пакет, деньги мечены все
И на видеоплёнку засняли,
Стал стекать в своём кресле как жир в колбасе
Тот кого мы порой избирали

И пошёл разговор, и пошёл кривотолк
Тёща, дети, жена и два брата
Собирают из выродков маленький полк,
Чтоб вернуть из тюрьмы бюрократа

Но забыли о нём, те кто вместе с ним пил,
Так бывает и даже не редко,
Вот теперь вспоминай... как портвейн в парке пил,
Заедая студёной котлеткой

                                                                                                           Взяточник...
                                                                                             Автор: Александр Любимый

Кошмар перед рождеством - Шито, Крыто и Корыто

Взятка.

Маленькая, кособокая старушонка перешла площадь, грязную, липкую, всю, как сплошная лужа, хлюпающую площадь уездного городка.

Перейти эту площадь было дело нелёгкое и требовало смекалки и навыка.

Старушонка шла бодро, только на самых трудных местах, приостановившись, покручивала головой, но не возвращалась назад, плюнув от безнадёжности.

Сразу можно было видеть, что она не какая - нибудь деревенская дура, а настоящая городская штучка.

Старушка добрела до крыльца низенького каменного дома, где проживал местный городской судья, оглянулась, перекрестилась на колокольню и оправила свой туалет.

Распустила юбку, вытащила из-под большого байкового платка кузовок, накрытый холстинкой, и сразу стала не кособокой, а просто старушонкой, как и быть полагается.

Дверь у судьи была не заперта, и в щёлочку поглядывал на старухин туалет рыжий чупрастый мальчишка, служивший в рассыльных.

Когда старушонка влезала на крыльцо, чупрастый мальчишка высунул голову и окрикнул строго:

– Кто такова? Зачем прёшь?

Старушка огляделась и сказала, таинственно приподняв брови:

– По делу пру, батюшка. По делу пру.

Она сразу поняла, что «прёшь» есть выражение деловое, судебное.

– По какому делу? – не сдавался мальчишка.
– К судье, батюшка. По ерохинскому. В понедельник судить меня будет за корову за бодучую. По ерохинскому.
– Ну?
– Так… повидать бы надо до суда-то. Я порядки-то знаю!

Лицо у старушки вдруг всё сморщилось, и правый глаз быстро мигнул два раза.

Мальчишка разинул рот и смотрел.

Видя, какой эффект произвёл её маневр, старушонка протиснулась боком в дверь и заковыляла вдоль коридора.

Там приоткрыла дверь в камеру и тихонько, тоже боком, стала вползать.

Судья сидел за столом, просматривал бумаги и напевал себе под нос:

Не говори, что мол - молодость сгубила,
Тюремностью истерррзана моей!

Бумаги он смотрел внимательно, а напевал кое - как. Оттого, вероятно, и выходило у него «тюремностью» вместо «ты ревностью».

Судья был человек не старый, плотный, бородатый; глаза у него были выпученные.

– Смотрит, как буйла, – что и знала, так забудешь! – говорили про него городские сутяги - мещанки.

Судья был очень честный и любил об этом своём качестве поговорить в дружеском кругу.

Честность эту он ощущал в себе постоянно, и всего его точно распирало от неимоверного её количества.

– Да, судья у нас честный, – говорили местные купцы. – Замечательный человек.

И тут же почему-то прибавляли:

– Чтоб ему лопнуть.

И в пожелании этом не было ничего злобного. Казалось, что если судья лопнет, так ему и самому легче будет.

– Здравствуйте, батюшка, светильник ты наш! – закрякала старушонка.

Судья вздрогнул от неожиданности.

– А? Здравствуй! Зачем пожаловала?
– По делу, батюшка, по ерохинскому. Вот я порядки знаю, так и пришла.
– Ну?
– В понедельник судить будешь, так вот я, значит, и пришла. Бодучая-то корова-то моя, стало быть…
– Ну?
– Так вот я порядки-то знаю.

Судья посмотрел на неё, и вдруг всё её лицо сморщилось, правый глаз подмигнул два раза и указал на прикрытый холстинкой кузовок.

– Что? – удивился судья. – Ты чего мигаешь?

Старушонка засеменила к самому столу и, вытянув шею, зашептала прямо в честное судьино лицо:

– Яичек десяточек тебе принесла. И шито - крыто, и концы в воду, и никто не видал.

Она снова сморщилась и замигала.

Судья вдруг вскочил, точно его в затылок щёлкнули. Разинул рот и весь затрясся.

– В - воон! Вон! Подлая! Вон!

Старушонка растерялась, но вдруг поняла и замигала, и зашептала:

– Ну, бери, бери и холстинку! Бери полотенчико-то, Бог с тобой, мне не жалко!

Но судья всё ревел и трясся.

– Ах ты, Господи, – мучилась старушонка, стараясь втолковать этому ревущему, раздутому, красному. – Я тебе про полотенчико говорю. Бери полотенчико. Да послушай, что я говорю-то! Да помолчи ты, Господи, грехи-то мои!

Но судья не унимался. Он кинулся к двери.

– Никифор! Гони её вон! Вон!

Прибежал чупрастый, осклабился от страха и удовольствия и, обхватив рукой старушонку, повлёк её, точно в каком-то нелепом танце, на крыльцо.

Опомнилась она только посреди площади. Подоткнула юбку, прикрыла платком кузовок и, проткнув палец за косынку, почесала голову.

Вернувшись, таким образом, к обыденной жизни, она оглянулась на низенький каменный домик и тяжело вздохнула.

– Дала я маху, старая дура. Нужно было ему курицей поклониться. Думала, с бедного и яиц можно, а он ишь как обиделся. И чего орать – я и так все порядки понимаю. Ужо в субботу принесу курицу. И шито - крыто, и концы в воду.

Она ещё раз оглянулась, сморщилась, подмигнула и захлюпала по лужам быстро и смело, как настоящая городская штучка.

                                                                                                                                                                                                 Взятка
                                                                                                                                                                                     Автор: Н. А. Тэффи

( кадр из мультипликационного фильма «Кошмар перед Рождеством» 1993 )

Заметки о делах

0

35

От добра к добру

"От добра добра не ищут" -
Старая пословица,
Пока ветер в поле свищет,
Словом, не обмолвится.
Посулят благА шальные,
Да купюр свечение,
И сорвутся пристяжные
за одно мгновение.

Из священных обещаний -
преданность названий,
Взмах ручонкой на прощанье,
Поминай как звали...
За чертою невозврата,
Жизнь другая вертится,
Подмигнёт цыганка как-то,
в счастье и поверится.

Пирожок, как настоящий,
Мёдом весь намазанный.
А наливка ещё слаще,
В кружке одноразовой!
Съешь и выпьешь - не надейся!
Сытым стать по горлышко,
Опьянеешь - не убейся!
Головой об донышко!

                                               От добра добра не ищут (отрывок)
                                                            Автор: Михалёв Андрей

Выбор креста.

Есть такая новелла: «Выбор креста».

Человек изнемог под тяжестью своего креста, возроптал и начал искать другой крест.

Но какой бы он ни взваливал на свои плечи – каждый оказывался ещё хуже.

То слишком длинный, то слишком широкий, то остро резал плечо.

Наконец, остановил он свой выбор на самом удобном.

Это и оказался его собственный, им отвергнутый.

А вспомнилась нам эта новелла вот по какому случаю.

* * *
Ермилов очень уважал свою жену, свою Анну.

Это была удобная жена, в меру заботливая, неглупая.

Но когда он встретил Зою Эрбель, он даже удивился, как мог прожить столько лет с этой прозаической Анной.

Анна была недурна собою, крупная, ширококостная, с большими руками и ногами, свежим лицом.

Одевалась просто, любила английские блузки, башмаки на плоских каблуках, мужские перчатки, не красилась, не душилась.

Всё на свете для неё было ясно и просто.

Мистики были для неё неуравновешенными субъектами.

Влюблённость – естественным влечением полов.

Поэзия – «ничего, если носит в себе содержание».

С мужем своим она никогда не нежничала, не называла его разными ласковыми или шутливыми именами, но зато очень внимательно следила, чтобы у него было всё, что ему нужно, интересовалась его пищеварением, аппетитом, заставляла делать гимнастику и заниматься спортом.

Ермилов спорта не любил, гимнастика ему надоела, надоела за четыре года жизни и сама Анна.

Скучно было с ней.

Скучно было даже то, что в доме всегда был порядок, всё вымыто, вычищено, ничего лишнего.

– Точно в солдатском госпитале, – ворчал он.

Первый раз в дом к Эрбелям он попал случайно, по делу. Его сначала поразила, потом умилила обстановка той комнаты, где ему пришлось ожидать хозяина.

На столе, заваленном ворохом газет и журналов в таком беспорядке, словно кто-то нарочно рыл их, стояла открытая коробка с огрызками конфет, из-под газет выглядывало что-то розовое и свисала вниз резиночка с пряжкой и бантиком.

Тут же на газетах валялся раскрытый кошелёк.

Мебель в комнате расставлена была как-то нелепо, как попало. Кресло было повернуто спинкой к столу. Один из стульев вплотную лицом к стене.

Из соседней комнаты доносился звонкий женский голосок, который сначала всё напевал странную песенку, грустную по содержанию и весёлую по мотиву:

Денег нет, денег нет,
Абсолютно денег нет.

Потом такой же голос в отчаянии воскликнул:

– Шурка! Квик опять утащил мой чулок! Шурка! Посмотри за дверью. Я не могу – там чужой дядя сидит.

В ответ послышалась недовольная басовая воркотня вполголоса. Потом снова женский голосок сказал решительно:

– Ну, что ж делать. Я пойду сама, ты пойми, что это единственные мои чулки. Все остальные собака растащила и разодрала. Что? Ну так что же? Не съест он меня, твой деловой человек.

Дверь осторожно открылась, и молоденькая женщина в розовой пижаме, всклокоченная и смущённая, вошла в комнату.

– Простите, – сказала она. – Муж сейчас выйдет. Он пишет… Я здесь забыла…

Она проворно бегала глазами по полу, взглянула на стол и, увидев розовую резиночку, искренне обрадовалась:

– Ах, и это здесь? Хорошо, что я увидела.

И, повернувшись в сторону двери, из которой вышла, закричала:

– Шурка! Не ищи корсета, я его нашла. И чулок на нём.

Она улыбнулась Ермилову самой светской улыбкой, вытащила из-под журнала свой корсет, на котором действительно висел чулок, помахала приветливо рукой, словно из окна уходящего поезда, и захлопнула за собой дверь.

Через несколько минут вошёл Эрбель, длинный, растерянный.

Одной рукой он придерживал ворот своей рубашки и беспомощно искал что-то глазами – очевидно, потерянный галстук.

– Простите, ради Бога! – смущённо сказал он.
– Здесь такой хаос. Я сейчас буду готов, и мы можем пойти тут рядом в кафе, там будет удобнее поговорить.

Он развёл руками, заглянул за диван и вышел.

Через минуту за дверью раздался его отчаянный вопль:

– Так зачем же ты завязала собаке мой галстук! Это же идиотство, какому имени нет.

А в ответ раздалась декламация:

Оттого, что душе моей имени нет
И что губы мои нецелованы!

Наконец, Эрбель вышел вполне готовый, потыкался по передней, ища шляпу, но очень быстро сам заметил её под стулом, тряхнул, дунул и открыл дверь на лестницу.

Они уже шагали по тротуару, когда звонкий голосок пропел над ними:

Ты глаза на небо ласково прищурь,
На пьянящую, звенящую лазурь…

Эрбель сердито прибавил шагу, а Ермилов поднял голову и увидел на балкончике второго этажа розовую фигурку, и в ту же минуту что-то мокрое больно щёлкнуло его по носу.

Это был брошенный розовой фигуркой цветок, очевидно, вытащенный из вазы, где давно сгнил, потому что весь ослиз, раскис и скверно пахнул.

Ермилов тем не менее его поднял.

– Это не вам! – кричал сверху звонкий голосок. – Это злому Шурке, любимому моему ангелу.

«Любимый ангел» обернулся и прошипел Ермилову с самой звериной рожей:

– Да бросьте вы эту мерзость! Вы себе весь пиджак испачкали.

Ермилов шёл и улыбался.

«Какая удивительная женщина, – думал он. – С такой не соскучишься. Всё в ней поёт, всё в ней звенит…»

* * *
Эрбель отдавал должное своей жене. Она была молода, весела, беззаботна. Как бы скверны ни были их дела, она никогда не ныла и не попрекала его неудачами.

Но зато и поддержки или помощи ждать от неё было нечего.

В доме был беспорядок, в котором пропадали бесследно деловые письма, деньги, вещи. Ни для сна, ни для еды определённого времени не было.

Намерения у неё были самые лучшие, и, видя, что мужа мучает её безалаберность, она даже завела приходо - расходную книгу, на первой же странице которой Эрбель с интересом прочёл:

«Выдано на расходы 600 франков. Истрачено 585. Осталось 100, но их нету. Есть только 15».

– Зоечка, – позвал он жену, – что это значит?
– Это? – деловито спросила Зоя. – Это вычитание.
– Какое вычитание?
– Ты такой придирчивый! Так вот, чтобы ты не придирался, я сделала для тебя специально вот здесь, на полях, вычитание. Видишь? Из шестисот вычла пятьсот восемьдесят пять, получилось сто. Но их нету.
– Постой, почему же сто? – удивился Эрбель.
– Как почему? Смотри сам: пять из ноля ноль.
– Почему ноль?

– Да что ты всё «почему» да «почему»? Ясно почему. Ноль означает цифру, у которой ровно ничего нет. Так как же ты будешь от неё что-то отнимать? Откуда же она тебе возьмёт?
– Так ведь надо же занять.
– Это ноль полезет занимать? У кого?
– Да у соседней цифры.
– Чудак! Да ведь там тоже ноль. У него у самого ничего нет.
– Так он займёт у соседней цифры, – убеждал её муж.
– И ты воображаешь, что она ему даст. Да и вообще – полезет он занимать специально для того, чтобы отдать тому первому голодранцу. Ну где такие вещи бывают? Даже смешно слушать.
– Одним словом, я вижу, что ты просто - напросто не умеешь делать вычитания.
– Если делать просто механически, конечно, и я смогу. Но если серьёзно вдуматься, то все эти займы у каких-то нулей для меня органически противны. Если хочешь, занимайся этим сам, а меня уволь. Теперь вот дал мне тысячу франков. Три нуля. Веселёнькая компания. И все полезут к этой несчастной единице. Ну… одним словом, как хочешь, с меня довольно.

Эрбель вздыхал, брал шляпу, уныло счищал с неё рукавом пыль и уходил из дома.

Когда он в первый раз увидал Анну – жену Ермилова, он был поражён.

– Какая спокойная, милая женщина! Как всё с ней ясно, чисто, просто. Отдыхаешь душой.

Он долго сидел у Ермиловых, и ему не хотелось идти домой.

Но идти всё - таки пришлось, и когда он, войдя в свою переднюю, споткнулся о какой-то развороченный чемодан и услышал из спальной громовую декламацию, он чуть не заплакал.

Дня через два, ожидая к себе Ермилова ровно в три часа, он, вернувшись к двум, застал уже своего нового приятеля.

Ермилов сидел верхом на стуле и с упоением кормил собаку шоколадом, а Зоя, подкатав выше колен штаны своей пижамы, плясала пред ним матросский танец.

При виде Эрбеля Ермилов ужасно смутился и, путаясь, стал объяснять, что пришёл раньше, потому что надеялся застать Эрбеля дома и, таким образом, больше очистилось бы времени для деловой беседы.

Эрбель совершенно не понял его конфуза.

Зато, когда он на другой день пошёл к Ермилову «узнать адрес хорошей переписчицы» именно в тот час, когда хозяин обыкновенно дома не бывает, и на этот раз, в виде исключения, он как раз дома оказался, то Ермилов тоже ничуть этому не удивился.

– Как вы так почувствовали, что я сегодня на службу не пошёл? – совершенно искренне спросил он.

Эрбель что-то промямлил, и, когда Анна предложила ему пойти вместе поплавать в бассейне, он согласился так быстро и с таким восторгом, что Ермилов посмотрел на него с презрением.

– Вот никогда бы не мог подумать, что вы любите эту ерунду!

Анна в воде была ещё очаровательнее, чем в обычной обстановке.

Свежая, сильная, быстрая, спокойно - весёлая, она учила Эрбеля нырять и прыгать с доски, держала его уверенной рукой так властно и вместе с тем приветливо.

Они решили плавать каждый день. Иногда ходили к пруду кататься на лодке. И всё это было чудесно, и чем дальше, тем чудеснее.

Эрбель всегда провожал Анну домой, они вместе обедали, и часто он оставался у неё весь вечер.

Ермилова почти никогда не было дома.

Но вот как-то случилось так, что Эрбелю должен был кто-то позвонить по делу, и он ушёл домой раньше обыкновенного.

Открыл дверь своим ключом, заглянул в гостиную и не сразу понял, в чём дело.

В комнате было полутемно, и у раскрытого окна сидела Зоя. Сидела она на чём-то высоком, странно подняв согнутую в локте руку и, покачиваясь, декламировала:

Так люби меня без размышленья,
Без тоски, без думы роковой…

Эрбель с интересом вгляделся и увидел, что то высокое, на чем Зоя сидела, были чьи-то колени, и что согнутая Зоина рука обнимала чьи-то плечи.

Желая точнее узнать, в чём дело, он повернул выключатель, Зоя вскочила и обнаружила растерянного и растрёпанного Ермилова, который встал и схватился за голову.

Эрбель сделал успокоительный жест и сказал тоном джентльмена:

– Пожалуйста, не стесняйтесь! Простите, что помешал.

Повернулся и вышел. Он был очень доволен собою и ничуть не чувствовал себя оскорблённым. Разве только слегка удивлённым.

– Изменять мне с таким болваном!
– Изменять «ей» с таким ничтожеством! Пожав плечами и забыв о деловом телефоне – до того ли тут, – полетел он к Анне.

Анна отнеслась к новости довольно безразлично.

– Да они оба исключительно неуравновешенные типы, – сказала она. – Граничащие с дефективностью. Надо, чтобы всё прошло бы без эксцессов. Я не люблю ничего вредного. А вы должны уйти, потому что Николай может вернуться и ваша встреча с ним легко вызовет эксцессы.

Несмотря на неприятное впечатление, произведённое дважды повторенным словом «эксцессы», Эрбель нашёл в себе силы взять Анну за руку и сказать:

– Анна! Я рад, что так случилось. Я рад, что вы и я теперь свободны. Понимаете ли вы меня?

Анна поняла.

– Да, – деловито сказала она. – Разумеется, в этом есть своего рода удобство. Я имею в виду ваше влечение ко мне. Но, с другой стороны, всё это нарушает спокойный ход жизни.
– Анна, я люблю вас! – сказал он. – Я хочу соединить наши ходы, то есть жизни, то есть ход жизни. Одним словом – вот.

* * *
Всё наладилось.

Эрбель с восторгом переехал в квартиру Ермилова. Ермилов покорно перебрался к Зое.

И время пошло.

* * *
Как именно шло время, мы не знаем, но года через три пришлось Ермилову пойти по делу к Эрбелю.

Созвонились, и в назначенное время Ермилов вошёл в знакомый подъезд.

С удивлением прислушиваясь к своему настроению, поднимался он по лестнице.

– Я как будто жалею! – усмехнулся он.

Знакомая передняя. Всё как было. Всё так же чисто и светло, и так же ничего лишнего.

Вот только на вешалке чужое мужское пальто.

Но ведь за последнее время пред их разлукой он привык видеть на вешалке чужое пальто.

Только тогда это было безразлично, а теперь почему-то грустно.

Встретила его Анна, всё такая же крепкая и свежая.

– Здравствуй, Николай, – сказала она спокойно. – Тебе придётся подождать. Александра никак нельзя приучить к аккуратности. Это вообще тип, не поддающийся культуре.

Ермилов сел в то самое кресло, в котором и обычно сидел в былые времена. Анна взглянула на часы.

– Через двадцать пять минут мы можем выпить чаю.

Он вспомнил её аккуратность в распределении времени.

«Это выходило несколько суховато, – подумал он. – Но зато как удобно!»

Эрбель так и не вернулся к назначенному времени.

– Позвони домой, – посоветовала Анна. – Он, наверное, всё перепутал и сам пошёл к тебе. Это олицетворённая бестолочь, – прибавила она с раздражением.

Но Ермилову звонить домой не хотелось.

– Тогда оставайся обедать, – предложила Анна. – Я так рада, что вижу тебя.

Он удивился и обрадовался, и с удовольствием пообедал за хорошо сервированным столом, потом сел в своё любимое кресло и машинально протянул руку за газетами.

Потом Анна стала деловито и толково расспрашивал его о делах.

Он испытывал чувства человека, вернувшегося после занятного, но утомительного и надоевшего путешествия к себе домой.

Хотелось потянуться, зевнуть и сказать с довольной улыбкой:

– Ну вот, теперь можно отдохнуть, да и за дело.

Домой он попал поздно. Ещё на лестнице слышал, как Зоя поёт какую-то ерунду, и брезгливо сморщился.

– Не женщина, а какая-то птичья дура.

Вошёл и остановился.

На ковре сидел Эрбель, а на диване Зоя. Эрбель положил голову ей на колени и обеими руками обнимал её за талию.

– Пожалуйста, не стесняйтесь, – спокойно сказал Ермилов. – Простите, что помешал.

Повернулся и вышел.

Вышел и пошёл к Анне.

И всю дорогу старался вспомнить, где это он слышал эту гордую и благородную фразу, которую только что с таким шиком произнёс.

Но так и не вспомнил.

                                                                                                                                                                                       Выбор креста
                                                                                                                                                                                  Автор: Н. А. Тэффи

( кадр из фильма «Не может быть!» 1975 )

Заметки о делах

0

36

Вспомнят и позовут ( © )

Я давно знал и верил,
Ты сейчас идёшь сквозь огни…
Оглянись на мгновенье,
Просто так — посмотри.

Если вдруг трудно станет,
Если вспомнишь ты о любви,
Позови меня, позови меня,
Хоть когда - нибудь позови!

Высоко в поднебесье
Самый первый гром протрубил…
И звучит, словно песня,
Жаль, что я слова забыл!

Если вдруг трудно станет,
Если вспомнишь ты о любви,
Позови меня, позови меня,
Хоть когда - нибудь позови!

                                                          Позови меня
                                         Автор: Роберт Рождественский

Две встречи.

У самого берега моря на пустыре, где гниют тряпки, кости и жестянки от консервов, – маленький домишко в полтора этажа с балкончиком, обсаженным ржавым плющом.

На фронтоне вывеска: «Большая Европейская Гостиница».

Кругом «Большой Европейской Гостиницы» три - четыре изъеденных пылью дерева, у самого крыльца застланный газетой стол, на столе в тарелке нарезанный кривыми ломтями огурец, томаты и зелёный лук.

За столом, в позе «джентльмена на веранде», в засаленном буром кителе, нервно дёргает обвисшими небритыми щеками былой красавец - жуир (Повеса, гуляка, беззаботный человек)  Андрей Николаевич Кармятов.

Когда-то он пел в любительских концертах, рассказывал старые анекдоты и служил в знаменитом пьяном полку, который, несмотря на дикие попойки, подрывавшие всякий престиж среди местного населения, никак нельзя было перевести в другой город – кредиторы не выпускали.

– Пусть сидят здесь ваши офицеры, мы им не мешаем, а хотят уйти – пусть сначала заплатят.

Ознакомившись с суммой долга, испуганное начальство оставляло полк в покое.

А насчёт престижа – эка беда! Офицеры и есть офицеры. Что им, Александро - Невскую лавру на постой послать, что ли?

Андрей Николаевич пел, пил и пленял женщин.

У него для пленения был целый музей – картины, альбомы и, главное, портреты знаменитостей с нежными автографами.

Пленяемые приходили робко и тайно, закутав голову чёрной вуалью, и с благоговением рассматривали портрет английского короля с орфографическими ошибками в начертанных им словах, фотографию Скобелева в гробу с собственноручной надписью, сделанной тем же почерком:

«Герою от героя, Андрею Кармятову от Михаила Скобелева», и карточку Сары Бернар: «A mon tendre Andra» / «Моему нежному Андрею» (фр.) / .

Отставка, война, опять отставка, революция… Лучше не вспоминать…

Андрей Николаевич вынимает из кармана фляжечку.

В ней что-то мутное.

Он долго взбалтывает её и рассматривает на свет, затем, словно решившись, прикладывает к губам и, быстро откинув голову, глотает.

– Гм… Похоже. Положительно похоже…

Вилки нет.

Он поворачивается к окошку и кричит:

– Вилку дайте!

Чёрный, кривоносый мальчишка подаёт через окно вилку зубьями вперёд и долго смотрит на Андрея Николаевича.

– Мерси.

Андрею Николаевичу хочется поговорить.

– Вы слышали, наверное, про «Фелисьена»? В Петербурге был такой ресторан – «Фелисьен», – начинает он и тут же думает: «И к чему я это? – совсем уж глупо».

И, чтобы оправдать себя перед кривоносым мальчишкой, прибавляет, показывая рукой на крыльцо:

– Там немножко вроде этого.

Мальчишка скрывается. Андрей Николаевич долго, уставившись по-коровьи глазами вбок, жуёт огурец.

Из-за угла выходит лиловый лохматый пес с завороченным ухом, растерявший от старости и голоду и нюх, и смекалку.

Он принимает огурец за говядину и тихо, дрожа, повизгивает.

Зашуршал песок под ногами. Одутловатая, плохо причёсанная женщина в стоптанных башмаках на босу ногу идёт, кутаясь в бурый платок.

– Ирина Петровна, c′est vous? / Это вы? (фр.) / На солнышке чудесно!.. Mais au contraire. /  Но напротив (фр.) / Вы куда идёте?
– Да вот надеюсь, что сегодня я добуду ванну.
– Купаться! – улыбнулся Андрей Николаевич.
– Ах! Счастливая вода!

У неё тусклые, усталые глаза, но она всё - таки слегка покраснела и поправила волосы.

– Ирина Петровна!.. – шептал, глядя ей вслед, Андрей Николаевич. – La belle Irane!.. / Прекрасная Ирина (фр.) /

И потом, повернувшись к лиловому псу, пояснил:

– Супруга нашего губернатора.

Жидкость на дне фляжки была ещё мутнее, чем сверху, и Андрей Николаевич долго болтал её, прежде чем выпить.

– Чёррт знает! Кажется, уж и ни на что не похожа…

Долго задумчиво тыкал вилкой мимо огурца, потом опустил голову на руку и, глядя куда-то мимо засветившимися, похорошевшими глазами, тихо пропел:

– Pour un peu d′am-our! Pour un peu d′am-ou-r! / Ради капли любви-и! Ради капли любви-и! (фр.) /

Подтянулись обвисшие небритые щёки, нежно поднялись брови и ласково - томно улыбнулся рот. Ведь это он, красавец Кармятов, le tendre Andra.

– Ah! Pour un peu d′amour! / Ах, не много любви (фр.) /

Лиловый пёс зевнул и поймал муху.

Андрей Николаевич вздрогнул, словно проснулся, посмотрел кругом на грязный песок, на тряпки, на жестянки, на ржавый плющ и сказал, как хороший трагический актёр говорит хорошим театральным шёпотом, слышным даже в самом последнем ряду галёрки:

– Кончено! Умерла Россия. Продали, пропили. Кончено!

* * *
На Rue de la Paix выставлены новые духи. Широкие гранёные флаконы в пол-литра размером и маленькие, узкие, длинные, тревожно - драгоценные…

У витрины останавливаются, смотрят, читают названия, колеблются, проходят мимо или заходят в магазин.

Андрей Николаевич долго смотрел и долго колебался.

Продолжительности этого занятия, положим, много способствовала дама слева, которая тоже долго смотрела и долго позволяла смотреть.

Хорошенькая дама! Может быть, она ждёт, что он ей предложит вот этот флакон. Ну, что же…

– Madame!
– Андрей Николаевич! C′est vous?  / Это Вы? (фр.) / – неожиданно перебивает голос справа. – Je ne vous ai pas reconnu! / Я вас не узнала! (фр.) /

Его действительно трудно узнать. Он пополнел, он оделся, он… Но главное – у него совершенно другое выражение лица. В чём дело – уж не министр ли он?

– Ирина Петровна? Давно ли вы выбрались?

Она тоже пополнела и тоже оделась, но всё - таки это не то.

– Ах, дорогая, сколько хлопот! В конце концов, рассчитывать не на кого. Строить молодую Россию должны мы сами, вот этими руками.

Он потряс в воздухе обеими руками в рыжих перчатках, в одной из которых была зажата трость, а в другой конфетки для ароматного дыхания.

– Вы что же, где - нибудь служите?

– Я приглашён в общество для электрификации приваршавских водопадов. Работы масса, дело глубоко патриотическое. У нас две пишущие машинки, и вообще… Конечно, правительство должно оказать нам самую широкую помощь. Но разве у нас что - нибудь разумное делается! Нет, как хотите, – он понизил голос, – большевики во многом правы. И потом, за ne peut pas durer longtemps / Это не может продолжаться долго (фр.) /. He сегодня завтра о нас вспомнят и позовут. А здесь… вы понимаете… они пишут на нас доносы, а сами сердятся, что мы их тайно изобличили и, так сказать, дали знать. Посудите сами – на каком основании Пашка каждый день у Ларю? Я себе никогда этого не позволю. Это возмутительно! Когда ни придёшь – он всегда там. Ему деньги даны на пропаганду, а он всегда с одной и той же дамой…

– А помните «Большую Европейскую»?

Он улыбнулся, но как будто ничего не вспомнил.

– Да… милое русское захолустье.

И снова сдвинул брови энергично и смело:

– Работать надо. Стройте молодую Россию. Кроме нас, некому. Это надо помнить… Красивый флакон, вот этот, с голубым… А?

                                                                                                                                                                              Две встречи
                                                                                                                                                                       Автор: Н. А. Тэффи

Заметки о делах

0

37

Так чем страдали ваши родственники ?

Мне всё равно, что я лежу больной,
Что чай мой горек, как микстура,
Что голова в огне, что пульс неровен мой,
Что сорок градусов моя температура!
Болезни не страшат меня…
Но признаюсь: меня жестоко
Пугают два несносных дня,
Что проведу от вас далеко.
Я так безумно рад, что я теперь люблю,
Что я дышать могу лишь вами!
Как часто я впиваюсь в вас глазами
И взор ваш каждый раз с волнением ловлю!
Воспоминаньями я полон дорогими,
И хочет отгадать послушная мечта,
Где вы теперь, и с кем, и мыслями какими
Головка ваша занята…
Немая ночь мне не даёт ответа,
И только чудится мне в пламенном бреду,
Что с вами об руку иду
Я посреди завистливого света,
Что вы моя, навек моя,
Что я карать могу врагов неправых,
Что страх вселять имею право я
В завистниц ваших глупых, но лукавых…
Когда ж очнуся я средь мёртвой тишины —
Как голова горит, как грудь полна страданья!
И хуже всех болезней мне сознанье,
Что те мечты мечтами быть должны
.

                                                                Во время болезни
                                                     Автор: Иннокентий Анненский

Доктор коробка

– Доктор Коробка?
– Это я-с. Войдите, пожалуйста. Это кто?
– Это мой сын. Я, собственно говоря…
– Простите, я вас перебью. Садитесь. Пусть и сын сядет. Прежде всего, кто вам меня рекомендовал?
– Консьержка рекомендовала. Здесь, говорит, доктор живёт, только вы, говорит, к нему не ходите. Ну а где нам по дождю болтаться из-за пустяков, потому что…

Простите, я вас перебью. Консьержка дура. Занозила палец в двенадцать часов ночи. Я ей промыл палец, да только не тот. Она бы ещё в два часа пришла. Да и не в том дело. Я, собственно говоря, практикой уже лет двадцать не занимаюсь. Я помещик и страстный охотник. Какие у меня собаки были! Евстигнеев говорил: «Продайте». Я говорю: «Дудки-с». До женитьбы действительно практиковал. По части акушерства. Дрянное дело. Это по две ночи не спи, давай мужу валерьянки, тёще брому и подбодряй всех весёлыми анекдотами, а дура орёт, и чёрт её знает, что ещё там у неё родится. Дудки, слуга покорный. Женился и сел помещиком. Ну а теперь придётся тряхнуть стариной. Положение беженское, да и хочется быть полезным. Итак, сударыня, чем вы страдаете?

– Это вот у сына горло болит.
– Ах, у сына. Ну ладно – у сына так у сына. Сколько вам лет, молодой человек?
– Двенадцать.
– Двенадцать? Стало быть, так и запишем… две… над… цать лет. Бо… лит гор… ло. Тэк-с. И что же, сильно болит?
– Немножко глотать больно.

– Извините, я вас перебью. От какой болезни умерли ваши родители?
– Да ведь это мой сын, доктор, я жива.
– А отец?
– На войне убит.

– Извините, я вас перебью. Не страдает ли чем - нибудь бабушка пациента, как-то: запоем, хирагрой, наследственной язвой желудка? На что ваша бабушка жалуется? Пациент, я вас спрашиваю!
– Ба… бабушка всё жалуется, что денег нет.
– Извините, я вас перебью. Нужно систематически. Какими болезнями страдали вы в детстве? Не наблюдалось ли запоя, хирагры, наследственной язвы желудка? Вы что на меня смотрите? Это у меня всегда так борода прямо из-под глаз росла. Итак, значит, родители и даже предки буквально ничем не страдают. Так и запишем. Двенадцать лет, болит горло, родители и предки здоровы. Не было ли у вас в семье случая чахотки?

– Нет, Бог миловал.
– Вспомните хорошенько.
– Мамочка, у тёти Вариной гувернантки чахотка была.
– Ага! Вот видите! Наследственность-то не того. Так и запишем. Туберкулёз – единичный случай. Детей у вас не было? Я спрашиваю, детей у вас не было?
– Это вы ко мне обращаетесь?

Я спрашиваю у пациента. Впрочем, виноват… В таком случае – когда у вас… виноват… да вы на что жалуетесь-то? Ах да, у меня записано: «Двенадцать лет, болит горло». Чего же вы так запустили-то? Двенадцать лет!

– Да нет, доктор, у него только вчера к вечеру заболело.
– Гм… странно… Почему же запись говорит другое?.. Ваш дед, прадед на горло не жаловались? Нет? Не слыхали? Не помните? Ну-с, теперь разрешите взглянуть. Скажите
«а». Ещё «а-а-а»! Тэк-с. Здорово коньяк хлещете, молодой человек, вот что. Нельзя так. Всё горло себе ободрали.
– Позвольте, доктор, да ведь он…
– Извините, я перебью. Так нельзя. Конечно – отчего же не выпить! Я это вполне понимаю. Ну выпейте рюмку, другую. Словом – рюмками пейте, а не дуйте стаканами. Какое же горло может выдержать! Это крокодилова кожа не выдержит, не то, что слизистая оболочка.

– Да что вы, доктор, опомнитесь! Да какой там коньяк! Я ему даже слабого вина никогда не даю. Ведь он ещё ребёнок! Я не понимаю.
– Извините, я перебью. Я, конечно, не спорю, может быть, он и не пьёт, хотя… я в диагнозе редко ошибаюсь. В таком случае, он пьёт слишком горячие напитки. Это абсолютно недопустимо. Ах, господа, ну как это так не понимать, какое это имеет значение! Почему, скажите, животное, собака понимает, а человек понять не может. Да собака вам ни за какие деньги горячего есть не станет. Вот положите перед ней на стол десять тысяч – не станет. А человек даром всю глотку сожжёт, а потом к докторам лезет – лечи его, подлеца, идиота.

– Позвольте, доктор…
– Извините, я перебью. Какая температура была у больного вчера?
– Да вчера у него совсем никакой температуры не было. Сегодня мы тоже ме…
– Извините, я перебью. Вы рассказываете невероятные вещи. Всё на свете имеет свою температуру, не только люди, но и предметы.
– Да я говорю, что жару не было.

А я вас перебиваю, что если даже у вашего сына было пятьдесят градусов ниже нуля, так и то это называется темпе - ра - ту - ра, а не собачий хвост. Удивительные люди! Идут к врачу – температуры не знают, болезни своей не понимают, собственных родственников не помнят и ещё спорят, слова сказать не дадут. И вот лечи их тут! «Консьержка к вам послала»! Да она вас к чёрту пошлёт, так вы к чёрту пойдёте? Куда же вы? Эй! Полощите борной кислотой эту вашу ерунду. Да не надо мне ваших денег, я с русских не беру, а с болванов в особенности. И не пойте на морозе! Эй! Вы там! Не свалитесь с лестницы! Куда вы лупите-то! Я ведь вас не бью!

Итак, запишем: второй пациент… пациент номер второй. Необъяснимая болезнь гортани… Эге! Практика-то развивается. Если так пойдёт…

                                                                                                                                                                                        Доктор коробка
                                                                                                                                                                                     Автор:  Н. А. Тэффи

Заметки о делах

0

38

Бедный, бедный Пётр или попытка борьбы с культурными отсылками

Вот мужу говорит жена:
"Сегодня я, мой милый,
И доллар нищему дала
И супом накормила."

"Он съел твой суп?" "Да, дорогой,
Причём с большой охотой."
"Ну, доллар, выданный тобой,
Он честно заработал!"

                                    Благотворительница. "Из сборника Анекдоты в рифму"
                                                                 Автор: Фридрих Абкин

Житие Петра Иваныча

Житие Петра Иваныча скорбное. Тяжёлое житие.

И если бы не был он по натуре своей спортсменом, то жития этого вынести не смог бы и либо форму, либо существование его прикончил.

Но благодаря спортивной складке своего духа сделал он из трудных дней своих живую игру.

Смысл и толк этой игры заключался в том, чтобы как можно ловчее уклониться от встречи с родными, знакомыми и прочими лицами, которые могли бы попросить у него в долг денег.

Он был так сказать охотник навыворот. Не преследовал, а удирал.

Заячий спорт, но если в него вживёшься – довольно завлекательный.

Спорт этот потребовал всё таки некоторых затрат: консьержу выдавалось ежемесячное специальное жалованье для того, чтобы гнать всякого, кто без особого пароля о нём Петре Иваныче осведомлялся.

Жалованье это Пётр Иваныч с грустной улыбкой называл «прогонные суммы».

Те же прогонные суммы выдавались мальчикам в банке, где состоял Пётр Иваныч.

Секретарь и банковский и домашний, прогонных не получали, но просто всегда говорили, что ни день, ни час Петра Иваныча на службе не известны.

Это входило в круг их обязанностей.

На улице подымался воротник. Вечером на окна опускались тяжёлые густые драпировки.

В своём любимом ресторане, от которого отказаться не мог, потому что был обжора, он садился в угол за ширму.

Особую жуткую радость испытывал он когда видел в щель у стены знакомую физиономию, которая его не видела.

При случайных встречах с опасными людьми он умел сделать такое «чужое» лицо, что почти никто не решался узнать его.

Долго смотрели вслед и думали: – Удивительная игра природы! Такое сходство!

В театре при встрече с людьми не опасными, он говорил очень громко, чтобы слышали опасные:

– Да, сегодня я решил последний раз позволить себе эту роскошь – пойти в театр. Я роздал всё своё состояние милым родственникам, которые, как и принято, меня же бранят.

В дом допускался без лозунгов и паролей только старый университетский товарищ, который был богаче Петра Ильича и потому не страшен абсолютно.

Сидели у камина и слушали граммофон.

– Ты не обидишься, если я у тебя спрошу? – сказал раз товарищ. – Вот ты теперь нажил на новом деле изрядный куш. Для чего тебе все это? Ну, так – без обиды, откровенно.

Пётр Иваныч подумал:

– Не знаю… Для жиру, для подагры… Не знаю!
– Ну, а представь себе, что явилась бы к тебе сама очаровательная Mary, которой ты так восхищался в прошлом году. Пришла и сказала бы: «Дайте пять тысяч pour mes pauvres» / Для моих нищих! (фр.) /  Что бы тогда? а?

Пётр Иваныч подумал, сильно побледнел и, подняв глаза тёмные, почти вдохновенные, тихо сказал:

– Что бы я сделал? Я бы убил и себя, и её.

                                                                                                                                                                           Житие Петра Иваныча
                                                                                                                                                                            Автор:  Н. А. Тэффи

( кадр из фильма «Сказка, рассказанная ночью» 1981 )

Заметки о делах

0


Вы здесь » Ключ к реальности 4 » Искусство » Заметки о делах